lady

Рукоделие

Честью и славою:
ибо не долго жить оставалось
Сыну Приама; уже
на него Тритогена Паллада День роковой устремляла
с победною силой Пелида.

Полевой мыши, гнездо которой разорено моим плугом

Кто есть психопат?

Книги которые нам помогают:

- Бальтасар Грасиан
- Жан де Лабрюйер
- Люк де Клапье де
    Вовенарг

- Артур Шопенгауэр
- Библия Новый завет
    Псалтирь

- Орфографический
    словарь

ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА О ЛЕЧЕБНОМ ПИТАНИИ

Не так давно я отправился к специалистам Бурятского филиала Сибирского отделения АН, изучающим тибетскую медицину. В Бурятии врачевание осуществляют, наряду с дипломированными специалистами, народные лекари и ламы, буддийские монахи. За их работой я наблюдал в буддийском монастыре - дацане, расположенном в очень живописном месте в окрестностях Улан-Удэ.

К ламам-врачевателям обращались не только верующие, не только жители Забайкалья, но и десятки людей, приехавших из самых разных городов, что-бы получить консультацию и целебное снадобье. Плата за медицинские консультации и лечебные средства доступна для всех, вносится она в контору дацана.

Безусловно, при общении ламы (или другого целителя) с пациентом огромную роль играет и психотерапия. Известно, что тибетская медицина как исторически сложившаяся система знаний находится под непосредственным воздействием и в тесной взаимосвязи с буддийской религиозно-философской системой. А некоторые ламы имеют медицинское образование, стажировались в Тибете; как правило, это высокообразованные люди, знающие цену слова.

Я вернулся из Бурятии в Москву, к себе на работу в клинику лечебного питания, став убежденным сторонником изучения и внедрения основ тибетской медицины в клиническую практику.

По традиции древнеиндийской медицины понятие «болезнь» трактуется в «Чжуд-ши» как нарушение равновесия между тремя основами жизнедеятельности организма человека. Это «рлунг» (ветер), «мкхрис» (желчь) и «бадкан» (слизь, флегма). Лечение направлено на то, чтобы «успокоить» тот или иной возбудившийся фактор с тем, чтобы привести систему жизнеобеспечения в целом в состояние равновесия. Различают болезни «жара» и «холода».

«Рлунг» (ветер) ассоциируется с энергией, движением, жизненной активностью организма, сопоставим с «праной» древне-индийских философов. «Мкхрис» (желчь), по представлениям древних тибетцев, несет в себе стихию «огня». «Бадкан» (слизь, флегма) ассоциируется с понятием «вода», началом жизни на Земле.

«Рлунг», «мкхрис» и «бадкан» реагируют на климатические условия, суточные ритмы, на образ жизни и питание.

Современных специалистов-диетологов в классическом трактате тибетской медицины «Чжуд-ши» интересуют в первую очередь вопросы лечебного питания, с которыми можно ознакомиться в специальных главах - «О том, как питаться», «Мера питания», «Пищевые запреты». Тибетские медики чрезвычайно ценили возможности правильного лечебного питания. Они считали, что причина многих заболеваний - нарушение процессов переваривания и всасывания пищи, и связывали это в значительной мере с нарушением функций системы «бадкан».

Многие болезни можно лечить посредством правильного образа жизни и диеты, не прибегая к каким-либо специальным лекарствам. В тех случаях, когда использовались многокомпонентные лекарственные препараты (включавшие от 2 до 80 ингредиентов) из различных видов растительного, минерального и животного сырья, лечение проходило на фоне соблюдения диетических рекомендаций.

Для больных «ветром» давались советы включать в рацион питания растительное масло, чеснок, лук, молоко, конину. Для больных «желчью» рекомендуется «шо» (кисломолочный продукт типа йогурта), дар (кисломолочный продукт типа кефира) из коровьего и козьего молока, дробленый ячмень, суп из одуванчика. Для больных «слизью» полезны мед, шо и дар из молока яка.

При лечении заболеваний печени исключались из рациона алкоголь, а также жирная пища, острые специи. При ожирении ограничивались сладости.

В главе «Пищевые запреты» можно прочитать: «Будь в еде и питье разборчив. Ядовитой и несовместимой пищи остерегайся»; «Плохо подходит рыба к молоку, несовместимы молоко и плоды с деревьев. Яйца и рыба не подходят друг другу». Далее даются запреты: «Нельзя на горчичном масле жарить грибы, нельзя мешать курятину с кислым молоком»; «нельзя есть кислое, запивая молоком»; «нельзя есть новую пищу, пока прежняя не переварилась, ибо они могут оказаться несовместимы».

«Врагами» болезней называются образ жизни, питание, лекарства. Еще раз подчеркну: в лечебном комплексе тибетской медицины исключительна роль рекомендаций по правильному образу жизни, режиму питания и его составу. В «Чжуд-ши» сформулированы показания и к лечебному голоданию, это - «несварение, тугоподвижность конечностей, расстройства аппетита, ожирение».

Характерно для тибетских медиков, что они в своих лечебных рекомендациях наряду с диетой назначают лекарственные растения. Причем не разграничивается эффективность лекарственных растений и пищевых продуктов, оказывающих лечебное действие. Так, в «Чжуд-ши» можно прочитать: «Тыква, кизильник, порошок из корней дуба и желудей останавливают все болезни поносов»; «солодка, виноград, облепиха, термопсис - это группа лекарств для легких»; «клещевина, кассия трубчатая, ревень, щавель кислый входят в группу лекарств слабительного действия».

Изучая «Чжуд-ши», убеждаешься: многие принципы тибетских врачевателей близки взглядам на лечение недугов у современных медиков. В заключение хочу привести несколько цитат из главы «О том, как питаться»:

«При разумном использовании еда и питье поддерживают жизнь, а при избытке, Недостатке и неправильном использовании порождают болезни и могут жизнь погубить. Поэтому надо быть сведущими в еде и питье».

«Ешь всего в меру. Мерой служит то количество, которое легко и быстро переваривается».

«Если придерживаться здорового питания и образа жизни и пребывать в хорошем настроении, болезней не будет»

«Болезни лечи начиная с упорядочения образа жизни, диеты, потом переходи к лекарствам и процедурам».

«Укрепляющий образ жизни: сон, покой и радость душевная. Этими средствами увеличивают силу, подавляют все болезни».

Кандидат медицинских наук М. ГУРВИЧ.

Тибетская медицина

Тибетская медицина от средневековья до наших дней

Наверх